Блог библиотеки лицея №1 г.Зеленодольска открыт в рамках Международной программы чтения «Расул Гамзатов — певец добра и человечности» и посвящен юбилею — 90 - летию со дня рождения поэта

четверг, 5 декабря 2013 г.

О сражении на горе Ахульго, художнике Франце Рубо и первой русской панораме

В селениях, что выше гнезд орлиных,
Частенько я слыхал от стариков:
Мол, тот аварец лишь наполовину,
Кто не был никогда на Ахульго.

И, поразмыслив, добавляли старцы,
На молодость взирая с высоты:
Мол, истинным не может быть аварцем
Тот горец, что не видел Ашильты.

Холм ашильтинский — крепость и могила —
Живых сердец гранитная стена.
Здесь некогда в одно соединила
Два подвига кавказская война...
(здесь и далее отрывки из поэмы Расула Гамзатова «Ахульго» )
Мы продолжаем знакомиться с экспозицией Музея изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой. 
Заместитель директора музея по научной работе Айшат Исбагиевна Магомедова, проводившая с нами экскурсию, рассказала об одном из самых значительных проектов музея «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо».

В районе высокогорного аула Ахульго Шамиль летом 1839 года держал восьмидесятидневную оборону.

...Здесь борьба кипит не напоказ,
От подножия и до макушки.
«Эй, имам, молись в последний раз!» —
Ультиматум выплюнули пушки.

Оторвало руку на бегу
Алибегилаву из Хунзаха.
Он швырнул ее в лицо врагу:
Подавись, неверная собака!

И тотчас единственной рукой
Стал рубить налево и направо…
Ахульго, бесстрашный образ твой —
Это образ Алибегилава...

Это была первая крупная операция против царских войск в Кавказской войне, которая явила собой беспримерный поединок простых горцев с регулярными воинскими частями царя.
Холм-твердыня, в мужестве сынов
Мог ты убедиться не однажды.
Беспощадны смерть и голод, но
Ничего нет беспощадней жажды.

Плещется плененная Койсу,
Зазывая вольную вершину…
Обронила женщина слезу
На сухое донышко кувшина.

Вот уже он полон до краев,
Всем достанет досыта напиться,
Чтобы биться яростнее львов,
Отхлебнув той горестной водицы.

Дрогнул ворог на передовой,
А горючий ключ клокочет снова…
Ахульго, бесстрашный образ твой —
Это образ женщины суровой.

Знаменитые полки под командой опытных офицеров русской армии почти три месяца ничего не могли сделать с отрядом горцев, сражавшихся за свою свободу и независимость...
...Между тем взошли на Ахульго
Офицеры царские со свитой,
Чтоб с великодушием врагов
Передышку предложить мюридам.

А за этот благосклонный дар
Тотчас же потребовал упрямо
В качестве заложника сардар
Старшего наследника имама.

Сжалось сердце детское в груди,
Долгую предчувствуя разлуку.
Но не проронил Джамалутдин
Ни слезы, ни жалобного звука.

Лишь летел, как бурка за спиной,
Материнский вздох за ним вдогонку…
Ахульго, бесстрашный образ твой —
Это образ гордого ребенка...


В середине 80-х годов XIX века русский художник-баталист Франц Рубо получил заказ на выполнение больших и малых полотен, отображавших важные события из истории войн России на Кавказе. 


Ф.Рубо выполнил 8 работ. Три из них находятся в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой. Центральным полотном «кавказского цикла» стала картина «Штурм аула Ахульго» (1888).


По своим художественным достоинствам, по накалу страстей и трагизму ситуации это полотно признано лучшим в цикле.
Когда Рубо талантливой рукою
Все это перенес на полотно,
То очевидцы панораму боя
Кавказским нарекли Бородино...
Работа над этой картиной так увлекла Рубо, что он задумал создать панораму на эту тему. Это была первая русская панорама. Много позже Рубо создаст панораму «Оборона Севастополя» (1904), «Бородинскую панораму» (1912). А в 1890-91 годах панорама «Покорение Кавказа» (так она была названа на презентации в Германии) имела огромный успех в Мюнхене, Париже, ее хотели видеть в Берлине и в Вене. В 1896 году она была представлена в Нижннем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке. В период работы выставки панораму посетил Николай II, и Рубо сам давал императору разъяснения по своей работе.
Дальнейшая судьба панорамы печальна...
...Художник в Петербург послал полотна —
Итог самозабвенного труда…
Но некие мазилы беззаботно
Сгубили их в недавние года.

Чтоб малевать на чем-то акварели
Да грубые цветочные горшки,
Новаторы в неистовом похмелье
                   Разрезали шедевры на куски...

Долгое время считалось, что панорама утеряна. Во время ремонтных работ в дворовых подсобных помещениях здания бывшего краеведческого музея (в Махачкале) были обнаружены под кучей мусора фрагменты панорамы. Это было настоящим чудом.
Сейчас фрагменты панорамы экспонируются в залах Музея изобразительных искусств. Бывший директор музея П.С.Гамзатова вынашивала идею восстановления всей панорамы. В Студии им. Грекова идею подхватили и согласились сделать эскиз к работе. С 1997 года в зале русской живописи экспонируется копия-эскиз панорамы Ф.А. Рубо «Штурм аула Ахульго», выполненный в масштабе один к десяти.

А в 2011 году в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой был осуществлен историко-художественный проект «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо», посвященный 120-летию первой отечественной панорамы «Штурм аула Ахульго» и 155-летию со дня рождения её автора — художника Франца Рубо.
В дар от Музея в числе других изданий по искусству мы получили Каталог проекта, ставшего одним из значительнейших событий в культурной жизни Дагестана последнего десятилетия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий